На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Traveller
    И где там разместятся все чамчияны после выдворения из России?Вооруженные силы ...
  • Виктор Полуэктов
    Макрон направит на Украину в первую очередь тех, кто рвётся получить гражданство Франции с чистым паспортом. То есть ...Макрон в поход со...
  • Игорь Петров
    Главный вопрос тр...

Rafale, Gripen или F-15: какой истребитель получит Украина

Парк советского периода


Март отметился для украинских ВВС неприятным инцидентом: капитан Вооружённых сил Украины протаранил на автомобиле марки «Фольксваген» буксируемый фронтовой истребитель МиГ-29 из состава 40-й бригады тактической авиации Воздушных сил. В результате хвост крылатой машины охватило пламя. Примечательно, что инцидент широко обсуждали на Западе: в частности, про это написало знаменитое издание The Drive. Самолёт, как тогда отмечали специалисты, по всей вероятности, не подлежит восстановлению.
 


История машины, кстати, довольно показательна. Построили её на Московском авиационном производственном объединении в 1990 году, в 1992 году она досталась Украине. Самолёт базировался в Крыму: после 2014-го россияне вернули её украинской стороне. Впоследствии машина прошла модернизацию до уровня МиГ-29МУ1 на Львовском Государственном авиационном ремонтном заводе.

На этом моменте можно остановиться подробнее. В заявлении Укроборонпрома, посвящённом передаче военным одного из МиГ-29МУ1, говорится:
 

«Модернизация истребителя позволила увеличить дальность обнаружения воздушных целей, повысить точность вывода самолёта в заданную точку и расширить возможности по контролю и регистрации функциональных параметров технического состояния самолёта, двигателей и ряда бортовых систем.»


По данным из открытых источников, на самолёт установили интегрированный в БРЭО приёмник системы спутниковой навигации СН-3307, произвели замену блока приёмника Н019-09 бортовой РЛС Н019 и внесли ряд других улучшений. Появилась возможность применять ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27ЭР1 и Р-27ЭТ1. Изделий, морально устаревших, однако ничего более современного, по всей вероятности, у Украины нет.

Как в случае с Су-27П1М и Су-27С1М, речь идёт о сверхбюджетной модернизации, которая больше похожа на её имитацию. И МиГ-29МУ1, и Су-27-1М — это всё те же советские боевые машины, отсылающие нас к 70-м. Подобной «модернизацией» в своё время занималась Россия в случае с Су-27СМ, однако довольно быстро осознала бесперспективность начинания, направив ресурсы на закупку новых боевых машин.
 


Российский опыт для Украины неприменим. Во-первых, у страны нет своего производства боевых самолётов, если не считать военно-транспортной авиации. А во-вторых (и это, пожалуй, более важно), нет таких доходов от торговли энергоресурсами. Заявления некоторых украинских журналистов о том, что «перевооружить армию можно, поборов коррупцию», звучат, по меньшей мере, наивно.

В каком-то смысле страна поставлена своими политиками в тупик, ведь использовать самолёты времён холодной войны в войне (пусть даже локальной) не имеет смысла, а денег на современное оружие просто нет.

Авиация, как известно, вещь не только очень дорогая, но крайне чувствительная ко времени. Даже знаменитый американский Hellfire сейчас можно назвать «устаревшим»: именно поэтому США активно экспериментируют с новейшим израильским ракетным комплексом Spike NLOS: недавно AH-64E Apache поразил им цель на дальности в 32 км.
 

Запад поможет?


Дальнейшая модернизация старой советской техники лишена смысла. Нужно полагать, понимают это и в Украине, и на Западе. Причём последние, как это ни парадоксально, лучше осознают бедственность ситуации. В марте французское издание Intelligence Online в материале «Race on between Rafale and FA-18 to replace Ukraine's MiG» писало, что Франция готова предложить Украине истребители Dassault Rafale. Якобы это вообще будет главная тема повестки планируемого в первой половине 2021 года визита французского лидера Эмануэля Макрона в Украину.

Блог bmpd приводит следующую выдержку из Intelligence Online:
 

«Президент Франции верит в шансы Rafale на победу в этом бывшем оплоте российской промышленности. У Парижа есть преимущество: его коммерческая система, способная поддерживать такой контракт, уже существует.»

 


Если верить представленной информации, правительство Франции готово выделить государственные гарантии на кредит в размере 85 % от цены контракта. Средства в размере полтора миллиарда евро якобы уже зарезервированы.

Первая партия может насчитывать 6-12 машин с их поставкой до середины десятилетия. Примечательно, что эти цифры совпадают с планами самой Украины по начальному перевооружению своих Военно-воздушных сил. Всего, согласно плану, одобренному Министерством обороны Украины в 2020 году, к 2030 году не меньше двух авиационных украинских бригад тактической авиации должны полностью переоснастить на новые крылатые машины.

К 2035 году украинская авиация должна иметь:

— Не менее 4 бригад тактической авиации, вооружённых современным унифицированным многоцелевым истребителем поколения 4 ++;
— Не менее 4 бригад (полков) беспилотной разведывательно-ударной авиации;
— бригаду транспортной и специальной авиации;
— учебную авиационную бригаду.

Если максимально упростить, то Украина хочет иметь 70-100 современных многоцелевых машин вместо «зоопарка» из МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25, включая их модернизированные версии.

Для переоснащения тактической авиации хотят выделить 200 миллиардов гривен (553 миллиардов рублей или 7,4 миллиардов долларов). Для понимания «серьёзности» ситуации достаточно сказать, что общие военные расходы на 2021 год были запланированы в размере примерно 267 миллиардов гривен. Это составляет почти 6 % ВВП, что, безусловно, много.

В целом, даже невооружённым глазом видна пропасть между планами и реальным положением дел. Для ещё большей наглядности можно указать цену одного Dassault Rafale. При поставках самолётов Индии цена за одну машину составила 240 (!) миллионов долларов. Конкретно в этом случае нельзя исключать коррупционной составляющей – однако где гарантии, что её не будет при заключении контракта с Украиной?

Поговорим про альтернативы французской «помощи». Дешевле обойдётся шведский JAS 39E/F, но это всё равно очень дорогая машина, имеющая РЛС с АФАР и продвинутые на фоне обычного Saab JAS 39 Gripen технические характеристики. Примечательно, что во время недавнего выступления на заседании комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки командующий Воздушных сил генерал-полковник Сергей Дроздов заявил, что Украина хочет получить… F-35. Военный, впрочем, отметил, что этого можно ожидать на втором этапе перевооружения: первый предполагает закупку машин типа упомянутого выше Gripen или F-15 (возможно, имеется в виду его самая новая версия — Eagle II).
 


Теоретически возможна закупка китайского Chengdu J-10, экспортная цена которого, если верить СМИ, находится в районе 40 миллионов долларов за единицу.

В целом, нужно признать, что американская и европейская авиатехника для Украины не по карману. И перевооружение ВВС страны, если оно и состоится, будет связано с поставками техники из «третьих» стран: Турции (можно вспомнить знаменитые Bayraktar-ы) или Китая.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх