На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Лагуткин
    Молодцы китайцы. Не забывают о сделанных им подлостях!Председатель КНР ...
  • Traveller
    И где там разместятся все чамчияны после выдворения из России?Вооруженные силы ...
  • Виктор Полуэктов
    Макрон направит на Украину в первую очередь тех, кто рвётся получить гражданство Франции с чистым паспортом. То есть ...Макрон в поход со...

Золотой «Эдинбург»

Прошло ровно сорок лет с тех пор, когда в апреле 1981 года был заключен не имеющий прецедентов советско-британский контракт, предусматривающий проведение ответственных, но очень сложных и опасных глубоководных работ.

Результатом стала проведенная осенью 1981 года в Баренцевом море уникальная по замыслу и техническому исполнению операция, которая, несмотря на недостаточную в те времена освещенность в отечественной прессе и на телевидении, держала в напряжении всех советских людей. Хотя, возможно, и не только советских. Речь идет об операции «Эдинбург».

Немного истории. В конце 1941 года, в разгар Второй мировой войны было подписано соглашение о поставках из США в СССР по ленд-лизу военной техники, продовольствия, других товаров и материалов. Основной поток грузов шел через северные моря в советские порты Мурманск и Архангельск. Именно из Мурманска 28 апреля 1942 года в обратный путь отправился британский крейсер «Эдинбург», на борту которого, кроме 750 членов экипажа, находились 465 слитков золота весом 5536 килограммов. Этот нештатный груз и был частью платы СССР за военные поставки США.

30 апреля 1942-го «Эдинбург» атаковала немецкая субмарина. Корабль попытались спасти, отбуксировав его в Мурманск, однако во время второй атаки противника крейсер получил пробоину в правом борту. Почти два дня он оставался на плаву, медленно погружаясь в воду. Из-за угрозы захвата ценного груза было принято решение снять с него экипаж и затопить крейсер – британский эсминец двумя торпедами окончательно добил его. «Эдинбург» затонул в 187 милях севернее Мурманска, а вместе с ним в морскую пучину ушло и золото.

Минули десятилетия. И вот в апреле 1981 года заключено советско-британское соглашение и подписан отдельный контракт с частной английской спасательной компанией «Джессоп Марин Рикавериз» на обнаружение погибшего в Баренцевом море британского крейсера «Эдинбург» и извлечение из его трюма золотых слитков.

Вполне резонно спросить: почему для проведения операции пригласили именно британских специалистов? Ответ очевиден: на тот момент только они были способны успешно справиться с подъемом ценного груза, поскольку у них имелся богатый опыт глубоководных работ на нефтяных промыслах в Северном море. Поставленная задача была настолько сложна, что в данном случае даже наработки такого гениального подводника, как Жак-Ив Кусто, оказались явно недостаточными. К сожалению, и советские специалисты после расформирования ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) в 50-е годы многие компетенции при работе на больших глубинах изрядно подрастеряли.

Для подводных работ английская компания пригласила самых опытных глубоководников и зафрахтовала у западногерманской фирмы водолазное судно «Стефанитурм». Построенное в 1978 году, оно имело мощный барокомплекс с колоколом для спуска на глубины до 400 метров водолазов, обслуживающих морские нефтепромыслы. Именно такая техника и требовалась в данном случае, ведь «Эдинбург» покоился в 245 метрах от поверхности.

Поиск крейсера стартовал в мае 1981 года. Усердие моряков было вознаграждено: через неделю экипаж спасательного судна успешно обнаружил «Эдинбург». После установления точного места нахождения крейсера началась подготовка к подъему золота. Затонувший корабль лежал на левом борту пробоиной кверху. Через нее изначально и планировалось проникнуть внутрь. Однако позже для безопасности решили вырезать в борту новый лаз.

На «Стефанитурм» водолазов поместили в судовую барокамеру для компрессии – в ней постепенно повышали давление до соответствующего будущей рабочей глубине погружения и переводили с воздуха на гелиевые дыхательные смеси. Затем через шлюз они переходили в колокол, который уже спускали на глубину. Выбравшись через нижний люк, оснащенные шланговыми аппаратами искатели сокровищ, подсвечивая фонарями, пробирались в помещения крейсера. После пяти часов работы возвращались в колокол на отдых. Потом его поднимали на судно, чтобы сменить людей, а отработавших смену помещали в барокамеру для длительной декомпрессии. Надо отдать должное мастерству и мужеству водолазов, ведь золото покоилось рядом с оставшимися на борту боеприпасами. Им приходилось рисковать, так как по условиям соглашения без спасения золота не было бы и вознаграждения.

Первый слиток подняли на поверхность 16 сентября. Потом дело пошло веселее: золото укладывали в подъемники и доставляли на «Стефанитурм». На борту судна слитки взвешивали, фотографировали и записывали в журнал учета.

Операция, проведенная в сентябре-октябре 1981 года, завершилась полным триумфом. Каждый из водолазов за 35-суточную работу на глубине получил вознаграждение в 70 тысяч долларов (примерно 300 тысяч долларов нынешних), был награжден почетной медалью и сувениром в виде уменьшенного золотого слитка. Всего на поверхность извлекли 431 слиток из 465 погруженных в военные годы на крейсер «Эдинбург». После выплаты причитающегося вознаграждения клад разделили между СССР и Великобританией соответственно размерам страховки: в 1942 году советский Госстрах взял на себя 2/3 финансового обеспечения столь ценного груза, а 1/3 – британская сторона.

Но 34 слитка все еще продолжали оставаться на борту затонувшего корабля. И только через пять лет оставшийся металл подняли на поверхность. Осенью 1986-го осуществили новые спуски под воду и подняли еще 29 слитков, которые также доставили в Мурманск. И лишь пять достать не удалось, что само по себе является прекрасным результатом столь сложной операции по подъему ценного груза с такой большой глубины.

Однако самым удивительным является то, что эта эпопея происходила в условиях жесткого противостояния между Западом и Советским Союзом. Тем не менее стороны сумели договориться, и результат говорит сам за себя.

Владимир Волгин

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх