На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Наталья Павлова
    О! Ещё один распорядитель чужими территориями.Командующий ВВС Л...
  • Наталья Павлова
    Да после 20 мая Зеля не президент Украины, он просто гражданин Украины, годный к мобилизации. Совет хохлам: не давайт...СВР России: США н...
  • Иван Иванов
    Да насрать на вашу коалицию стран которые разделяют одни принцыпы,а успехов на фронте вам как своих ушей не видать.Глава МИД Украины...

Торпедой по своей лодке

Из дневника военного корреспондента

Мы редко пишем о своих собратьях по перу. Не принято. Забываем, что во многом благодаря журналистам военной поры мы сегодня можем знать подробности военных операций. «Флотские газетчики работали не за страх, а за совесть, – писал знаменитый подводник, Герой Советского Союза вице-адмирал Григорий Щедрин. – Они ходили в боевые походы. Например, у нас на подводном соединении частым и желанным гостем был корреспондент газеты «Красный флот» Алексей Петров. Он участвовал в походах гвардейской К-22. Всегда встречал каждую возвращавшуюся с моря подводную лодку. Как правило, утром его материал мы уже читали в газете».

Мне удалось разыскать фронтовой дневник военного корреспондента с записями о походе подводной лодки К-22 в марте-апреле 1942 года. Вот лишь некоторые эпизоды из него.

Под носом у врага

«20 марта. Встал в 7 часов. Тихое зимнее утро. Весной и не пахнет. Она где-то далеко на юге. Небо покрыто серыми тучами. Местами разрывы – прозрачно-голубые озерки. Подводный крейсер плавно отходит от пирса. Горизонт чернеет и чернеет. Ветер усиливается. Падает редкий мелкий снег. Стороной проходят снежные заряды.

Командир лодки, попыхивая тяжелой трубкой, озорно щурит глаза и чему-то улыбается. «Был однажды смешной случай со мной, – говорит он, не вынимая трубки изо рта, – на Балтике. Служил я на линкоре…»

Котельников круто повернул голову в сторону рулевого. Суровая тень пробежала по лицу. Он заметил что-то неладное в действиях своего помощника: «Старпом! Куда разогнал?! Не видишь, берег под носом?! Боцман! Лево руля!».

Из архива. Виктор Котельников с мая 1941 года командир подводного крейсера К-22. В декабре 1941-го его лодка потопила два транспорта противника. На минах, поставленных К-22, подорвался еще один. В январе 1942 года экипаж потопил еще два транспортника и сторожевик. Котельников был награжден орденом Ленина. В конце 1942-го он стал командиром дивизиона подводных лодок. В феврале 1943 года капитан 1-го ранга Котельников вместе с экипажем К-22 погиб в море. В мире подводников морской офицер был такой же яркой и значительной фигурой, как Магомет Гаджиев.

Быстро успокоившись, командир весело блестит глазами и продолжает начатый разговор: «Однажды ночью иду по палубе линкора, а в руках посуда. Темно, ног своих не видно. Какой-то рассеянный кочегар забыл задраить горловину, и я вместе с посудой провалился в угольную яму».

Вспомнив свой полет в яму, командир заразительно смеется. Хотя из утробы линкора тогда извлекли его сильно помятым и без памяти.

Лодка кружит в Кольском заливе. Сигнальщик – высокий краснофлотец, одетый в черную шубу и черную ушанку, круто задирает голову, пытливо всматриваясь в хмурое небо: нет ли там чего? Комендоры возятся с пушками. Застыла смазка и плохо работают замки.

Сегодня наблюдал, как выглядят прибрежные скалы. Когда небо покрыто серыми тучами (редкие разрывы), и солнца не видно. Лишь лучи его, прошедшие через строй облаков, озаряют землю. Там, где они упали, снег отливает солнцем. На расстоянии 25–30 кабельтовых люди на берегу заметны хорошо – черные толстые палочки на фоне белого снега.

Обед: зеленый борщ (кто-то назвал «весна»), консервированный щавель, лапша с мясом, чай (канадский желтоватый, сухое молоко – наше), компот (консервированные фрукты).

26 марта. Сильный ветер гуляет по небольшому заливу. Падает снег. Небо мутное, низкое. На катере прибыли командир и комиссар соединения. Ставят боевую задачу. В 19 часов уходят. Все торопятся. На прощальный ужин пришли командиры других лодок. По-флотски прощальная, напутственная чарка. Кто-то поднял над стаканом руку и показывает четыре пальца: четыре немецких корабля на дно пустить.

Прощались, целовались, жали друг другу руки. Лодка отошла от борта «Умбы». На соседних кораблях подняты сигналы «Желаем счастливого плавания». Курс «0». Мы идем к вражеским берегам.

28 марта. Погрузились в 5 утра. Ходим на глубине вблизи вражеских берегов. Акустик прислушивается к морским шумам, где-то рядом на полном ходу промчался вражеский миноносец, затем донеслись шумы винтов охотников. Их было четыре. Катера-охотники взяли нашу лодку в квадрат и преследовали ее целый день. Сбросили в море 74 глубинные бомбы. Их разрывы хорошо слышны в отсеках. Впечатление такое, как будто кто-то стучит кувалдой по стальному телу подводной лодки. Удары то сильнее, то слабее в зависимости от расстояния, на котором сброшены бомбы. Приказано соблюдать осторожность. Люди мягко ступают по настилу отсеков. Обутые в мягкую обувь – валенки.

Первый раз слышу разрывы бомб. Временами мне становится жутко.

9 апреля. В 6 часов утра шифровальщик краснофлотец Клепиков подал командиру радиограмму: «Фиорде Н. подорвалась на мине Щ-421 (краснознаменная). Немедленно окажите помощь. Отбуксируйте (если возможно). Спасите людей. Комфлота».

Комиссар подлодки старший политрук Герасимов пошел в отсеки. Разъяснил командирам, краснофлотцам обстановку: «Перед нами поставлена задача выручить товарищей из беды, спасти их жизнь и лодку, утопившую восемь фашистских кораблей».

Без лишних слов личный состав принялся готовиться к выполнению сложной задачи. Боцман Кононов готовит аварийный материал, подходящие тросы. Радисты включили радиоприемный передатчик (УКВ).

Спасите наши души

На море высокая волна, снежные заряды, зюйд-остовый ветер. В отсеках разрежение – дизели поглощают огромные массы воздуха, который со свистом врывается в рубочный люк. Потерпевшая лодка очень близко от берега, ее могут обнаружить корабли противника. С нашего мостика уже видны берега. Боевая готовность номер один. В 9.45 пришли в точку. Начали поиск. Курс – 305 градусов. За морем наблюдают все, кто не на вахте. Даже в боевой рубке у командирского перископа сидит краснофлотец Заикин и непрерывно смотрит в него.

Ложимся на курс 91 градус. У командира лодки на груди на ремне бинокль. Он досадует: «Черт! Лодка где-то рядом, а вот попробуй найди».

«Справа по курсу 20 черная точка!» – кричит сигнальщик с мостика. «Быть готовым к срочному погружению», – реагирует командир.

Что за точка, может быть, противник? Две белые сигнальные ракеты. Одна зеленая – запрос.

Ответ – одна зеленая, две белые. Наши. Идем на сближение.

Черный, высокий в тумане вражеский берег рядом. Лишь бы не заметили. Наша лодка под электромоторами подходит к «Щуке».

11.45. Взяли на буксир Щ-421. Начали буксировать – буксиры рвутся. В 12.00 завели вторично два буксира. Пробуем двигаться под электромоторами. Аварийная «Щука» не имеет собственного управления. Виляет из стороны в сторону. Буксиры вытягиваются, как струны. Дрожат от напряжения. Вырвало кнехт правого борта (у нас).

Вот-вот могут нагрянут корабли и самолеты противника. Они дома, а мы далеко от своей родной земли. И вот словно накликали. Показались корабли противника и самолет-разведчик. Арттревога. Люди с Щ-421 прыгают на площадку горизонтального руля нашей лодки, затем в рубочный люк.

В 13 часов Щ-421 потоплена торпедой. Одной из кормового аппарата с дистанции двух кабельтовых. Как это произошло?

Командир БЧ-5 Славинский последним пришел с лодки перед ее потоплением. Он спустился вниз, обошел все отсеки – не осталось ли кого? Молчаливый постоял на мостике. Лицо желтое, состарилось, черные упрямые брови дугой опустились над впалыми глазницами.

Помощник командира лодки Каутский заносил в вахтенный журнал все события, происшедшие на его погибающем корабле. Колышкин не хотел уходить с обреченной на гибель лодки. Он одиноко стоял на мостике: «Я остаюсь!». «Именем Военного совета прошу вас покинуть корабль, – прокричал ему с мостика Котельников. – Мне приказано спасти всех людей. Лодку уничтожить, не подвергайте нас опасности».

Колышкин колебался. Затем нехотя пошел на нос и как мальчик прыгнул на площадку горизонтального руля. Торпеда вышла из кормового аппарата. Пенный след связал К-22 с Щ-421. Столб воды. Клубы дыма, осколки. Когда дым рассеялся, корабля уже не было видно. Колышкин снял шапку, и слезы потекли по потемневшему от горя лицу. Шапки сняли и все остальные, находящиеся на мостике.

Спустились в отсек. Колышкин закрылся в каюте с командиром и долго сидел, понурив голову. Грустно вздыхал».

Чтобы опубликовать все записи, которые ежедневно вел флотский корреспондент, не хватит нескольких газетных полос. В дневнике много интересного. Описание работы многих подводников, размышление о прочитанных книгах, репортаж об атаке и потоплении вражеского транспорта, о бомбежке подводной лодки. Реплики, высказывания подводников. Выходя в боевые походы, корреспондент реально рисковал жизнью.

Не могу не привести запись, которая объясняет, почему материал, собранный в дневнике, Петров так и не смог использовать в те далекие дни.

«10 апреля. Только сошел на пирс, и мне сообщили очень неприятную новость. Это самое тяжелое наказание, которое я испытал в своей жизни. За что только? Вот этого никак не пойму. Приказ исполнится. Буду стараться работать лучше. Хотя к этому стремился всегда. А. П.».

Что же за взыскание понес газетчик в день возвращения К-22 из боевого похода? Ответ на этот вопрос нашел в воспоминаниях товарищей Алексея Петрова.

Старший политрук Петров с начала войны несколько раз обращался к начальнику корсети «Красного флота» Когтеву и редактору с просьбой разрешить выйти в боевой поход на подводной лодке. Разрешения не последовало. Несколько позже, в марте 1942 года, уже не ставя об этом в известность своих начальников, он ушел в море с Котельниковым.

Руководство газеты оценило этот поступок жестко, последовал приказ: старшего политрука Петрова переаттестовать в интенданты со снижением в звании на одну ступень и направить в распоряжение Северного флота. Петров, как видно из дневника, был обижен столь суровым наказанием, но выводы, достойные военного человека, сделал: «Приказ исполнится. Буду работать лучше». Что тут сказать? На войне, как на войне. Есть инструкции, а есть реальная жизнь.

Подводники пригрели опального корреспондента. Более того, добились награждения его орденом за реальное участие в боевых походах и временно пристроили в свою многотиражную газету. А с конца 1942 года Алексей Петров стал спецкором газеты Северного флота «Краснофлотец».

Уволившись в запас в звании капитана 2-го ранга, Алексей Иванович Петров остался в родной газете, как говорится, на гражданских хлебах, работал в отделе писем. В 1963-м, находясь в отпуске, в возрасте 51 года скоропостижно скончался. А его пахнущие морем и порохом строки из боевых походов оказались бессмертны и до сих пор живут.

Валерий Громак, капитан 1-го ранга

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх