На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Traveller
    И где там разместятся все чамчияны после выдворения из России?Вооруженные силы ...
  • Виктор Полуэктов
    Макрон направит на Украину в первую очередь тех, кто рвётся получить гражданство Франции с чистым паспортом. То есть ...Макрон в поход со...
  • Игорь Петров
    Главный вопрос тр...

Создание шифровальной службы СССР

История шифрования насчитывает около 4000 лет, и на протяжении всего этого периода вопросами криптология занимались видные исторические личности и выдающиеся ученные. Среди них: Архимед, Г.Ю. Цезарь, Р. Бэкон, Д. Кордано,  Л. Альберти, М. Виженер, Ф. Бэкон, Т. Джефферсон и многие другие. В принципе письменность тоже можно считать шифром.

Первое упоминание использования шифров в дипломатической переписке Московского государства относится к 1590 году

«Гонец Андрей Иванов в 1590 году писал из Литвы к царю вязью, литорею и новою азбукою, взятою у Посла Австрийского, Николая Варкоча».

К середине 18 века в России была создана сеть общей шифрованной связи.  Общий шифр получил название «генеральная цифирь»

Поражение в крымской войне послужило толчком к продолжавшейся около 30 лет «войне бомбистов» Революционеры в своей деятельности широко использовали различные шифры, стенографию, тайнопись. Это в свою очередь привело к созданию (усилению) специальных служб в системе политического сыска (Департамент полиции, Отдельный Корпус Жандармов). В период 1864- 1880 гг.  в результате деятельности созданных подразделений было арестовано более тысячи «бомбистов», изъято 8 тыс. запрещенных книг, 100 комплектов типографских принадлежностей, 3 тонны взрывчатки, 7 тыс. пистолетов и револьверов.

26 мая (7 июня) 1878 г. военный министр Д.А. Милютин ввел в военном министерстве собственный ключ для шифрования секретной переписки и утвердил «Правила ведения шифрованной переписки в военном ведомстве».

Деятельность российской криптографической службы перед первой мировой войной и в ее ходе скорее можно расценить как неудовлетворительную, хотя и имелись отдельные успехи.

Так Э. К. Феттерлейн (1873-1944) дешифровал английский дипломатический шифр, им же были вскрыт немецкий ключ и алгоритм его смены.

Перехват шифровок осуществлялся на одном из первых в мире радиопеленгаторов носившим название «Жандарм» и расположенном в устье Финского залива.

Он же разработал для Николая и Александры Федоровны специальный личный шифр. Существует довольно расхожее мнение что им был искажен смысл последних трех телеграмм, посланных Александрой Федоровной Николаю, в результате чего он отрекся от престола.

 Была проведена удачная операция по сокрытию факта компрометации немецких морских кодов, захваченных нашими моряками на крейсере «Магдебург»

В то же время, провал наступления в Восточной Пруссии и разгром армии Самсонова во многом лежит на совести шифровальной службы. Армия Раненкампфа получила новые шифры и уничтожила старые, Самсонов же новые шифры не получил.

Считается, что это первая крупная битва в мировой истории, на исход которой самым существенным образом повлияла неудовлетворительная работа шифровальной службы и игнорирование правил скрытого управления войсками (СУВ) в общем.

Генерал Гофман, автор идеи плана разгрома армии Самсонова, писал в своей книге

«Русская радиостанция передала приказ в незашифрованном виде, и мы перехватили его…. Такое легкомыслие очень облегчало нам ведение войны на Востоке, иногда лишь благодаря ему и вообще было возможно вести операции»

14 сентября ставка ВГК русской армии ввела в действие новый шифр, который уже 19 сентября был взломан дешифровальной службой Австро-Венгрии.  Этот факт оказал значительное влияние на исход «Битвы на Висле». В начале 1917 г. австрийские дешифровальшики читали более 300 русских шифровок в месяц.

После революции вместе с Российской Империей прекратила свое существование и ее криптографическая служба. Большая часть ее сотрудников примкнула к белому движению, часть к красным, часть эмигрировала.

Тот же Э. Феттерлейн эмигрировал в Англию, где возглавил русскую секцию, в созданной в 1919 г. Правительственной  школе кодирования и шифрования (в последствии штаб-квартира правительственной связи, ныне Центр правительственной связи) и с высочайшей эффективностью дешифровал советские дипломатические телеграммы.  Его работа стала основанием не только для различных дипломатических скандалов, но и принятия важнейших внешнеполитических решений.

Пришедшие к власти большевики, обладавшие огромным опытом подпольной работы, прекрасно понимали значение шифров. Однако на первом этапе вопросы удержания власти имели первостепенное значение.

Тем не менее уже в декабре 1917 г шифровальная служба была создана в НКИД.

В соответствии с приказом Реввоенсовета республики № 217 от 13.11. 1918 г. во Всероссийском Главном Штабе было создано Общее шифровальное отделение со штатом 14 человек.

С 2018 г. 13 ноября отмечался как День создания службы ЗГТ (ранее День военного шифровальщика).

Согласно п.36 «Положения о чрезвычайных комиссиях на местах» началось создание шифровальных органов в системе ВЧК.

На основе царских шифров и «опыта подпольной работы» Центральным шифровальным органом Красной Армии были разработаны первые советские шифры: «74-й Ключ Наркомвоена», «Гелиос», «75-й Ключ Наркомвоена», «Советский». Далее последовали  «Пулемет», «Агитатор», «Реввоенсовет», «Москва» «Секунда», в силу родовых недостатков, не имеющие даже минимальной стойкости.

В результате советскую шифрпереписку читали практически все желающие. Зачастую переписка между штабами и подразделениями РККА вскрывалась в течении часа с момента перехвата.

Успешно дешифровалась переписка советской делегации на переговорах в Брест-Литовске.

Весной 1919 года адмирал Колчак писал русскому посланнику в Греции:

«Единственным источником информации нам служат перехваченные большевистские радио».

После разгрома Врангеля М. В. Фрунзе, в письме В.И. Ленину,  дал оценку работе криптографической службы Советской России :

«…Из предоставленного мне бывшим начальником врангелевской радиостанции Ямченко доклада устанавливается, что решительно все наши шифры вследствие их несложности читаются нашими врагами. Вся наша радиосвязь является великолепнейшим средством ориентирования противника. Благодаря тесной связи с шифровальным отделением морфлота Врангеля Ямченко имел возможность лично читать целый ряд наших шифровок самого секретного военно-оперативного и дипломатического характера; в частности, секретнейшая переписка Наркоминдела с его представительством в Европе и в Ташкенте слово в слово известна англичанам, специально организовавшим для подслушивания наших радио целую сеть станций особого назначения. К шифрам, не поддававшимся немедленному взлому, присылались ключи из Лондона, где во главе шифровального отдела поставлен англичанами русскоподданный Феттерлейн, ведавший прежде этим делом в России. Общий вывод такой, что все наши враги, в частности Англия, были постоянно в курсе всей нашей военно-оперативной и дипломатической работы…»

Польская дешифровальная служба «Бюро шифров» была создана лейтенантом Йозефом Станслинским 8 мая 1919 г. и работала в тесном контакте со 2 (разведывательным) отделом ГШ. Уже в сентябре 1919 г. советские шифры были дешифрованы математиком Стефаном Мазуркевичем.  За период советско-польской войны поляки прочитали более 2000 советских шифртелеграмм. Только в августе 1920 г. было дешифровано 410 телеграмм, подписанных Троцким, Каменевым, Тухачевским, Якиром и др.

Криптографическая служба обнаружила разрыв между частями Красной Армии (куда и был нанесен контрудар) и то, что войска 4 армии потеряли связь со штабом, и движутся в сторону Восточной Пруссии (где 50 000 человек и были интернированы до конца войны). Был организован ложный узел связи, который посылал шифртелеграммы от имени вышестоящего командования. Таким образом 1 Конная Армия была перенаправлена на Львов, начато отступление на Житомир.

Польские дешифровальшики внесли весьма существенный вклад в разгром советских войск под Варшавой (около 100 000 пленных) получивший впоследствии название «Чудо на Висле» и вошедший в список 18 битв, изменивших ход мировой истории.

Есть сообщения о дешифровке советских шифров басмачами в Средней Азии.

В НКИД дела обстояли ничуть не лучше. Советская переписка читалась во время переговоров в Бресте, при проведении торговых переговоров в Англии и во многих других случаях. Сам Ллойд Джордж, заинтересованный в успешном завершении переговоров, спокойно относился к ленинским указаниям Красину:

«Эта свинья Ллойд Джордж пойдет на обман без тени сомнения или стыда. Не верьте ни единому его слову и в три раза больше дурачьте его».

Однако слитая в прессу информация о финансовой помощи СССР английским коммунистам, «подрывной деятельности» в Великобритании и Индии дали возможность Керзону и Черчилю значительно усложнить ход переговоров.

В Красной Армии шифры постоянно терялись и похищались. Наблюдались многочисленные случаи предательства со стороны шифровальщиков. В 1919 г в руки противника попало 23 экземпляра шифров, а в 1920 уже 30. При отсутствии системы отбора и подготовки кадров вполне ожидаемый результат.

Белая армия так же испытывала нехватку в специалистах шифрслужба.  Прототип главного героя фильма «Адъютант его превосходительства» П.В. Макаров был шифровальщиком, что гарантировало, в виде исключения, его направление сразу в штаб, а не на фронт.

В конце гражданской войны В.И. Ленин был ознакомлен с состоянием шифровального дела в Советской России. После ряда консультаций 5 мая 1921г. постановлением Малого СНК № 672 была создана единая криптографическая служба.

В постановлении говорилось

1. Образовать при ВЧК «Специальный отдел» Примечание: Начальником Специального отдела ВЧК может быть только член Коллегии ВЧК.

2. Специальный отдел при ВЧК объединяет все шифровальные органы РСФСР, контролирует и направляет всю деятельность таковых органов.

3. Все распоряжения и циркуляры Специального отдела при ВЧК по всем вопросам шифровального и расшифровального дела являются обязательными к исполнению всеми ведомствами РСФСР.

Сегодня 5 мая профессиональный праздник шифровальщиков всех министерств и ведомств Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Начальником новой структуры, одновременно и членом Коллегии ВЧК, был назначен выступивший с докладом на заседании, Г.И. Бокий (член РСДРП с 1900 г., партийный билет №7, 12 арестов, полтора года в одиночке, побеги т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

Спецотдел ВЧК был довольно своеобразной структурой, в сфере его интересов оказалось не только шифровальное дело, но и экстрасенсы, Шамбала и другие подобные вопросы.

Несмотря на то, что это была одна из наиболее засекреченных служб в Советской России, социальный состав ее работников, вызвал бы удивление в любой советской организации. 

Там работал тот же Ямченко, занимавшийся дешифровкой переписки красных у Врангеля.  Председателем профкома был И. Зыбин, рассказывавший молодым сотрудникам, как он расшифровывал некоторые письма Ленина, и это было совсем не сложно.

Интересна биография одного из сотрудников спецотдела ВЧК В. Кривоша (Кривош-Неманич)

Занимался вопросами криптографии с 1898 года, получил орден Святого Владимира 4 степени из рук  П. Столыпина.   Позднее   главный цензор газет и журналов РИ, занимает множество «особых» и «сверхсекретных должностей» В 1915 году по подозрению в шпионаже сослан в Сибирь.

В 1917 вернулся в Петербург, встретился с Лениным и был зачислен им в состав НКИД. Вскоре был арестован, так как его прошлое дискредитирует советскую власть.  Из тюрьмы переводиться на службу в ОО ВЧК, где становится переводчиком-дешифровальшиком, а его сын секретарем по выдаче пропусков в погранзону.

В 1920 и его и сына арестовывают «за принятие мер к выезду из страны».  Кривош приговаривается к расстрелу, но снова помилован. В том же году сын Роман освобождён по амнистии. В мае 1922 В Кривош освобождается и принимается на службу в Спецотдел ВЧК, где уже работал его сын Роман.

В 1923 г. арестовывается «за несанкционированные контакты с представителями чехословацкой миссии». Получает 10 лет и ему разрешают выбрать место отбывания наказания. Естественно, он выбирает Соловки.

В лагере он занимается ботаникой, орнитологией, преподает иностранные языки. Становится председателем научной комиссии по флоре и фауне Севера России и даже основывает оркестр.

Отсидев 5 лет В. Кривош выходит на свободу и возвращается в Спецотдел (по другим данным в НКИД) где и работает до выхода на пенсию в 1936.

В 1937 был арестован его сын Роман, сотрудник Спецотдела ГУГБ НКВД. Однако был оставлен в Бутырской тюрьме, где успешно работал криптографом.

С началом войны, а 1941 г. был освобожден и вместе с отцом жил в эвакуации в Уфе продолжая свою службу в качестве специалиста-криптографа НКВД.  В Уфе В. Кривош преподавал иностранные языки, в школе особого назначения (ШОН), и умер в 1942 г.

Прямо какой-то «Микоян от шифрслужбы» ну или сталинский лозунг «Кадры решают все» в действии.

Работа Спецотдела довольно быстро стала приносить реальные результаты, были организованы шестимесячные курсы, на которых обучалось 14 человек. Изучалось наследие криптографической службы царской России. 

 Уже в 1921 г. на различных линиях связи было введено в действие 56 новых кодов.

С июня 1921г. дешифровывалась вся переписка между немецким посольством и Берлином. Переписка читалась до 1933 г. когда немцы стали использовать одноразовую гамму.

В 1921-22 годах удалось раскрыть первые турецкие военные и дипломатические шифры

В 1924 г были раскрыты два кода разведывательного отдела польского Генштаба.

В 1927 году началось чтение японской переписки, в 1930 американский. В 1920-30 годы сотрудниками ИНО были добыты более 10 английских кодов, что позволило читать часть дипломатической переписки.

Стали приниматься меры против нарушителей требований организации и безопасности шифрованной связи.

Уже в 1922 г. Спецотдел рекомендовал наказать 15 суточным заключением сотрудника Владимирского Губкома партии Шелокова из-за небрежного хранения шифрдокументов («владимирский инцидент»).

Важным тут было то, что предлагалось возложить исполнение взыскания на губернский отдел ГПУ.  Орготдел ЦК выразил полное согласие, а секретарь ЦК Сталин отметил, что в дальнейшем виновные будут привлекаться к самой строгой ответственности.

В июне 1936 г. Л. Каганович и Н. Ежов приступили к расследованию деятельности прежнего Наркома НКВД  Г. Ягоды.

Вскрылись факты несанкционированного прослушивания высокопоставленных партийных и советских руководителей, в том числе и самого Сталина

В результате чего, он пришел к выводу о необходимости создания независимой от НКВД системы шифрованной связи, которая и была создана в ЦК ВКП(б).  

Четвертый сектор Общего отдела ЦК КПСС просуществовал до конца деятельности КПСС. Руководитель 4 сектора по факту подчинялся Генеральному секретарю так как лично докладывал ему о поступивших в ЦК шифровках особой важности.  Существовало негласное правило, введенное еще Сталиным, запрещающее принимать на работу сотрудников, ранее работавших в КГБ СССР.

16 июня 1937 г. Ежов вызвал Бокия, и ссылаясь на Сталина, потребовал передать ему компрометирующие материалы на некоторых высокопоставленных партийных деятелей, которые тот собирал по поручению Ленина с 1921 г. 

Согласно «легенде» Бокий ответил, что мне Сталин, мне Ленин это поручил. Уже на следующий день он писал признательные показания.

Следует добавить, что свою обособленную систему связи и шифровальную службу имел и Коминтерн.

Именно она помогла советской разведке, оценить масштабы провала, последовавшего после захвата немцами явки на Атребатов 101 в Брюсселе и восстановить связь с уцелевшими агентами, в том числе и работавшими под немецким контролем.

В то же время, с середины 30-х  годов, шифровки Коминтерна читались англичанами

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх