На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Traveller
    И где там разместятся все чамчияны после выдворения из России?Вооруженные силы ...
  • Виктор Полуэктов
    Макрон направит на Украину в первую очередь тех, кто рвётся получить гражданство Франции с чистым паспортом. То есть ...Макрон в поход со...
  • Игорь Петров
    Главный вопрос тр...

Военные расходы Украины в 2013-19 гг. (в части расходов Минобороны)

Необходимые пояснения
Первое. В боевых действиях или их обеспечении задействованы сил и средства различных ведомств. Поэтому с точки зрения оценки военных расходов интерес представляют расходы, помимо МО, МВД, в том числе НГ, Госпогранслужбы, СБУ, ГУР МО (это отдельный распорядитель бюджетных средств), СВР. Тем не менее, простоты ради ограничимся Министерством обороны. Все равно на него приходится около 80% того, то можно отнести к военным расходам. Второе. Бюджетные расходы раскрываются в разрезе: программной классификации, функциональной классификации и экономической классификации. Программная классификация, это, например – «Міністерство оборони України», а внутри: «Забезпечення діяльності Збройних Сил України та підготовка військ», «Розвиток озброєння та військової техніки Збройних Сил України» и т. п. Функциональна классификация, например: «Загальнодержавні функції» или «Оборона». Экономическая классификация: «Оплата праці», «Оплата комунальних послуг та енергоносіїв» и т. п. К сожалению, форма отчетности, в которой расходы раскрываются одновременно во всех трех разделах на Украине не публикуется. Поэтому придется прибегать к некоторым приемам, которые снизят точность наших цифр, но зато сделают их понятней. Третье. Источником информации будут: Законы Украины «О государственном бюджете Украины», а именно приложения №3 «Распределение расходов». В них бюджетные расходы приводятся в соответствии с программной и функциональной классификацией и частично – экономической классификацией, а именно, отдельно выделено: «Оплата праці», «Оплата комунальних послуг та енергоносіїв» и «видатки розвитку» (т. е. расходы «на развитие»). Т. е. это форма, в которой расходы раскрываются наиболее детально. К сожалению, бюджеты обычно исполняется с отклонениями от закона о бюджете, иногда, с очень значительными отклонениями. Поэтому также воспользуемся отчетами Казначейства о выполнении бюджета, а именно «Расходы в разрезе программной классификации». Тут уже придется обойтись без экономической классификации. Четвертое. Полученные за ряд лет данные нужно как-то сравнить. Инфляция на Украине, начиная с 2014 г., пять лет держалась выше 10% в год и только в 2019 г. опустилась ниже 8%. Проблема в том, что «универсального» измерителя инфляции не существует. Обычно используемый в таких случаях индекс потребительских цен может быть плохо применим к таким специфическим расходам, как государственные расходы на оборону. Дефлятор ВВП, возможно, лучше подходит. Возможно, еще лучше подходит дефлятор ВВП, применяемый для расходов в секторе государственного управления. Придется смириться с тем, что у нас будут не точечные, а интервальные оценки физического объема анализируемых расходов. Итак, исходные данные:

 

Расходы государственного бюджета Украины по разделу «2100000 Міністерство оборони України»



Данные из Приложения №3 «препарированы» следующим образом:

- Расходы на оплату труда и коммунальные услуги из всех разделов собраны вместе и показаны отдельно. - Самой крупной статьей является «Забезпечення діяльності Збройних Сил України та підготовка військ». Из нее вычитаются, показываемые отдельно затраты на оплату труда и коммунальные услуги, а также «видатки розвитку». По моим представлениям, тогда в этой строке остаются затраты на вещевое довольствие, на топливо и ГСМ, а также расходы, непосредственно связанные с ведением боевых действий и боевой подготовкой. - Значительную часть статьи «Прочие, развитие» с 2016 по 2018 г. составляют странные расходы, названные «Видатки для Міністерства оборони України на реалізацію заходів щодо підвищення обороноздатності і безпеки держави», т. е. «Расходы для Министерства обороны Украины на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства». В 2016 г. – это 3,6 млрд. грн., в 2017 г. - 4,5 млрд. грн. и в 2018 г. – 2,7 млрд. грн.

 

Это были данные из закона о бюджете, а вот фактическое исполнение с указанием наиболее существенных отклонений:



В 2013 г. фактические расходы оказались ниже бюджетных ассигнований. Экономили на утилизации (сокращение на 70%), ВиВТ (на 25%) и на всем остальном (приблизительно на 7%).

В 2014 г. МО получило сверх уже принятого бюджета отдельной строкой на «Проведення невідкладних заходів щодо забезпечення національної безпеки» 10 356 млн. грн., на «Проведення антитерористичних операцій, інших спеціальних заходів та забезпечення правопорядку на державному кордоні» – 762 млн. грн., на «Виплата грошового забезпечення та забезпечення харчуванням військовослужбовців Збройних Сил» - 276 млн. грн., на «Закупівля озброєння та військової техніки» – 200 млн. грн., и еще по мелочи.

С учетом всего вышесказанного попробуем реконструировать расходы МО:

Отчеты Казначейства о фактическом исполнении бюджета не содержат данных в разрезе функциональной классификации. Однако терять такую крупную статью как «Оплата труда» не хочется, поэтому перерасход или недоисполнение по статье «Обеспечение деятельности» частично отношу на «Оплату труда» – пропорционально доле оплаты труда, какой она была предусмотрена бюджетом.

 

Теперь попробуем учесть инфляцию.


В итоге расходы МО Украины в ценах 2019 г. выглядят примерно следующим образом:

ВЫВОДЫ

Развертывание ВСУ произошло в 2014-15 гг. В целом расходы выросли по сравнению с 2013 г. в 2,5 - 3 раза. Учитывая, что уровень 2013 г. был совершенно недостаточен для поддержания сколько бы то ни было пристойной боеспособности даже тех немногочисленных ВС, рост в 2,5 – 3 раза не впечатляет. Расходы на обеспечение деятельности плюс «Прочие, на развитие» (возможно, эти затраты лучше всего характеризуют затраты на боевую подготовку) выросли несколько больше – в 2,9 - 3,2 раза. Однако, учитывая, что эти деньги «размазаны» на вдвое большее число соединений, да еще и идут на боевые действия, такой рост тоже не впечатляет. Да еще они с 2016 г. не растут, можно сказать, сокращаются. Более угрожающее выглядят расходы на ремонт и приобретение ВиВТ. Уже в 2015 г. они превысили довоенный уровень примерно в 5-6 раз. Хорошо то, что все равно эти расходы сравнительно невелики – около 6-7 млрд. грн. или 15-20 млрд. руб. Для сравнения, в августе 2017 г. Минобороны РФ заключило контрактов на 170 млрд. руб., предусматривающих поставку или ремонт с модернизацией 800 единиц военной техники [bmpd]. Соответственно, что могло получить Минобороны Украины за 6-7 млрд. грн. – 80 единиц техники, полбатальона чего-то? Конечно, беспокоит, что в 2018-19 гг. эти расходы еще более чем удвоились. С чем это можно сравнить? В долларах США речь идет о $220-250 млн. в 2015-17 гг. и $680-740 млн. в 2018-19 гг. А вот как выглядели расходы Грузии в годы, предшествовавшие 080808:


Потратив тогда $2-2,5 млрд., Грузия смогла подготовить для штурма Цхинвала одну (!) прилично оснащенную бригаду. А ведь десять лет назад и доллары были «полновесней», и купить на них можно было сравнительно недорого вполне приличную по тем временам технику еще советского производства. Украинского бюджета должно хватить на три - четыре.

Словом, вряд ли нынешние ВСУ представляют собой серьезного противника даже для двух армейских корпусов (если, конечно, эти корпуса оснащены и обучены, как положено).

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх