26 октября 1967 года сын командующего ВМС США в Европе и будущий сенатор Джон Маккейн в составе группы из 20 самолетов с авианосца «Орискани» вылетел на бомбардировку столицы Вьетнама - города Ханой.
(После того, как «Форрестол» был отправлен в ремонт, 30 сентября 1967 Маккейн был переведён на авианосец «Орискани» в 163-ю штурмовую эскадрилью.
Всего до конца октября 1967 года он совершил 22 боевых вылета, в том числе на цели в районе Хайфона и Ханоя).
На этот раз целью налета была электростанция, которую прикрывали поставленные из СССР зенитные ракетные комплексы СА-75 "Двина".
При заходе на цель американский палубный штурмовик A-4E Skyhawk был сбит зенитной ракетой В-750. Двести килограммов шрапнели превратили фюзеляж самолета в решето, пилоту пришлось катапультироваться. При этом Джон Маккейн сломал руки и ногу, но смог на парашюте спуститься на поверхность озера с романтическим названием - Серебристый Камыш.
Американский пилот несомненно утонул бы, но его вытащили из воды местные жители. Они хотели растерзать "воздушного стервятника", но на счастье Маккейна появились солдаты, которые остановили самосуд и отправили сбитого летчика в госпиталь. Будущий американский сенатор провел в плену более пяти лет, лишь 15 марта 1973 года он был освобожден.
Любопытно, что в составе расчета ЗРК находился советский офицер подполковник Юрий Трушечкин. Ветеран Вьетнамской войны ушел из жизни в январе 2009 года, но оставил любопытные воспоминания о том бое.
- Ракетчики обычно не видят результаты пусков: ракеты улетали от места пуска на 25-30 километров. А этот самолет упал в 5-6 километрах от позиции. Летчик катапультировался, и нам было видно, как он спускался на "крыле" - новой по тем временам форме парашюта, - вспоминал Юрий Трушечкин.
- Через некоторое время переводчик принес на позицию его документы и летный шлем.
Притащили еще какой-то блок аппаратуры и "флаг нищего" - это такая бирка, где на нескольких языках было написано, что он, американский гражданин, потерпел бедствие, просит оказать помощь.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии